Привет!
У аппарата Лёха, в циву играю с ~1992 года (картинки внизу), но более-менее всерьёз (на 4м ур-не, как калека) где-то со 2й версии.
Сейчас играю на бессмертии/deity (standart/epic скорость), ибо на 7м скучно, когда прилетаешь на стелсах, а тебя встречают кукурузники, и на встречу РСЗО выкатывают чугунные пушки...
Правда теперь уже и на 8м скучно, поэтому не играю. Почти. Очень редко. Весьма иногда. Скорее нет... Но игра классная! хоть и с деревянным ИИ (

Хотите научиться играть в Civ V: BNW, вот вам кей: marbozir.
Для вас он ОбиванКиноби, для меня уже скорее сборник ляпов. Просто я его перерос, хоть и многому научился, но теперь вижу только его ошибки.
Кто-то сказал: перо сильней меча, и он был прав. Дипломатия страшнее бомбы, наука опаснее Зулусов, а население - ключ к победе (c) Я
Мой рекорд - 55 населения (в город влезает максимум 52, потом горожане вываливаются наружу).

promotions

Идеальный старт:

Наука: archery, pottery, masonry, writing, philosophy, wheel.
Институты: Tradition, Honor (чтобы на варварах поднимать халявную культуру), Tradition: aristocracy, legalism (тут уже халявный амфитеатр), остальные 2.
Постройки: Temple of Artemis (инженером потом берётся Sistine Chapel, а следующим - Porcelain tower (хотя если играем через войну, то она практически бесполезна)), library, shrine, Oracle, National college (новые города, по возможности, ставлю после колледжа).
делаю 1 скаута (он работает вплоть до Satellites) + 1-2 лучника.
В войну НЕ ввязываюсь аж до изобретения Stealth. Но даже с ними надо иметь ввиду, что каждый ход превратится в 10+ минут, вместо 1й,
а игра займёт четверо суток, вместо одних...
Но иногда не хочется трусливо убегать с родной планеты и оставлять её каким-то мудакам...
Кроме того, только войной можно получить первое место по очкам (5086 очков я получил за победу доминированием (второе место было 2250),
4550 очков за победу дипломатией, и столько же за вылет в космос... Т.е. за войну дают больше всего.
Но даже дипломатией без войны выиграть нереально, т.к. половина ГГ будут захвачены). И очков столько без войны НЕ дадут, 5е место максимум.
Войну сильно ускоряет пятёрка в Honor и покупка новых стелсов. 30-40 прокачанных на 6+ стелсов = 2-3 новых города каждый ход...
которые сразу же уничтожаются.
Забрать 40-50 городов с защитой 160+ занимает ~80 ходов.
Когда у меня появляются стелсы, самый крутой ИИ только-только слезает с трипланов, иначе война смысла не имеет (паритет = жопа).


Трудный старт:

Иногда старт бывает в таком месте, что без войны никак. К моим бравым лучникам (7 dmg) припёрся турок с армией своих Janissary (24 dmg).
Предварительно уничтожив Австрию... Что ж, пришлось переигрывать. Сделал 4 лучника, скооперировался с Австрией и... дал пизды обоим :))
Кстати, если у вас появляется чужая столица, надо сразу (как только спадёт сопротивление) делать её аннексию и строить суд.
НЕ надо оставлять её в puppet, а то она разрастётся и население станет проблемой для счастья.
Делайте 6-8 лучников. Качайте им сразу +3 в холмы/равнины, потом +1 атака и +1 дальность.
А вот уже после качайте защиту и лечилку.
Катапульты вообще не нужны. Арбалетчик с двойной атакой и дальностью 3 заменяет требушет полностью.
!!! И не забудьте, что в Rifleman превращается Swordsman (бывший Warrior), а не Pikeman!
Т.о. нижнюю ветку даже не надо будет качать (Gunpowder НЕ нужен ДО взятия Индустриализации)!
Потом возьмёте Rifling и с армией пулемётов будете непобедимы.
Musketman всё равно не стоит того золота на апгрейд, там разница +3 с Long Swordsman. Зато Rifleman даст сразу +13.

Это всё. Дерзайте.


Пара слов о Civilization VI:

Вообще страница про Civ V, но время идёт и на дворе уже 2019, где Civ VI вовсю играбельна...
ИИ остался тем же. Абсолютно. Они его похоже не меняют последние версии 3. От слова совсем (Я уж не говорю про подключение нейросетей...)
DEITY походу ослаб, они сделали его ещё проще (это было трудно, но они смогли). Теперь Emperor is a new Deity! (Такое впечатление).
Конечно там много косметических улучшений (особенно в аддонах) - вулканы, наводнения, дамбы, тоннели, районирование, губернаторы, и т.д., но общая стратегия НЕ поменялась (население + наука + дипломатия).
А нововведения больше напортили, чем улучшили... игра стала больше утомлять, чем доставлять. Поэтому до сих пор играю в 5ю.

Вся суть войн в Civilization:

отсортированный список чудес света в Civilization 5: Brave New World

ИИ готов строить все чудеса (особенно в начале), на самом деле ИИ даже на божестве будет строить чудо в столице, когда ваши войска уже готовы её забрать за 1-2 хода.
но в его строительстве чудес большУю роль играют требуемые институты (в дипломатии видно все принятые у ИИ институты), а также необходимые типы суши (горы/побережье/пустыня)

ДРЕВНЕЙШИЙ МИР (1)
название
при наведении показывается англ. / стоимость
технология требуется ПРИБАВКА ОЧКИ ВЛ ХАЛЯВА шдвр дополнительная информация
инст техн здание великий
александрийская библиотека письменность +1 +3 1 1 библиотека 2 настолько популярна у ИИ, что даже египет с +15% от института не успевает на 7м ур-не
галикарнасский мавзолей каменная кладка +1 +2 за мрамор и камень, +100 за исп.Великого 1
пирамиды каменная кладка воля +1 1 +25% скорость улучшения клеток, +2 рабочих.
ИИ тормозит из-за Воли
статуя зевса обработка бронзы честь +1 +15% мощь юнитов при атаке городов
стоунхендж календарь +5 1
храм артемиды стрельба из лука +15% к созд. range units +1 +10% ВЕЗДЕ 1 комп строит на 33м ходу (7 lvl), редко на 24м. инженером берётся капелла/пагода
АНТИЧНОСТЬ (2)
название
при наведении показывается англ. / стоимость
технология требуется ПРИБАВКА ОЧКИ ВЛ ХАЛЯВА шдвр дополнительная информация
инст техн здание великий
великая стена инженерное дело +1 1 стены враги тратят доп.ОП на нашей территории. устаревает после динамита
висячие сады математика традиция +1 +6 сад
колосс обработка железа побережье +1 +5 1 +1 торг.путь, +беспл.торг.корабль, торг.пути приносят +2 городу и +1 владельцу пути
оракул философия +3 1 1 даже на божестве ИИ строит очень поздно, потому что ходит через драму
парфенон драма и поэзия +4 1 содержит ГОТОВЫЙ ШЕДЕВР
петра деньги пустыня рядом +1 в пустыне +1, +6 после археологии +1 в пустыне 1 доп.торг.путь + появляется караван
терракотовая армия металлоконструкции +1 создаёт копию всех имеющихся юнитов
фаросский маяк оптика побережье +1 1 маяк +1 передвижение и обзор кораблям
большой цирк верховая езда арены +5 +1
гер-ский эпос обработка железа казармы +1 1 +15% мощь юнитов
нац.колледж философия библиотеки +1 +3, +50%
национальный эпос драма и поэзия монументы +1 1 +25% скорости возникновения Великих в городе
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (3)
название
при наведении показывается англ. / стоимость
технология требуется ПРИБАВКА ОЧКИ ВЛ ХАЛЯВА шдвр дополнительная информация
инст техн здание великий
оксфордский унив. образование университеты +1 +3 1 2
боробудур богословие священный город +5 +3 миссионера
ангкор-ват образование +1, -25% цена клеток -25% цена клеток 1 -25% культуры и золота за покупку клеток ВЕЗДЕ
великая мечеть дженне богословие набожность +1 +3 1 мечеть миссионеры из города могут распространять религию 3 раза
мачу-пикчу гильдии гора в 2х клетках +2 +5, +25% от торг. путей 1 не у всех есть гора в 2х клетках от города, поэтому редко строят
нотр-дам физика +10 +4 1
собор святой софии богословие +3 храм пророк
чичен-ица госслужба +4 +1 1 ЗОЛОТОЙ ВЕК на 50% дольше
великий храм богословие храмы, священный город +8, +100% городу
литейный завод машиностроение мастерские +8
ост-индская компания гильдии рынки +4 +4 золота от торг.пути хозяину города, +2 владельцу пути
альгамбра рыцарство +1, +20% в городе замок войска получают "муштра I" + становятся сильнее на перес.местности
НОВОЕ ВРЕМЯ (4)
название
при наведении показывается англ. / стоимость
технология требуется ПРИБАВКА ОЧКИ ВЛ ХАЛЯВА шдвр дополнительная информация
инст техн здание великий
галерея уффици архитектура эстетика +2 художник 3
замок химэдзи порох +1 2 замок +15% мощь юнитов на друж.территории
запретный город банковское дело меценатство +1 +2 делегата на всемирном конгрессе, -10% недовольства в неоккупированных городах
красный форт металлургия +1 1 +12 обороны в городе, +25% защита ВЕЗДЕ
пизанская башня печатный пресс +1 НА ВЫБОР +25% к скорости рожд.Великих ВЕЗДЕ. Можно взять инженером и тут же получить его обратно ;)
сикстинская капелла акустика +1, +25% ВЕЗДЕ 2 ИИ довольно долго не строит
тадж-махал архитектура +4 +1 ЗОЛОТОЙ ВЕК
театр глобус печатный пресс +2 писатель 2
фарфоровая пагода архитектура рационализм +1 +50% от договоров 2 учёный
эрмитаж архитектура оперы +2, +50% в городе 3 строится сразу после победы в World's Fair
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (5)
название
при наведении показывается англ. / стоимость
технология требуется ПРИБАВКА ОЧКИ ВЛ ХАЛЯВА шдвр дополнительная информация
инст техн здание великий
биг-бен индустриализация коммерция +1 +4. -15% за покупку объектов ВЕЗДЕ 2 коммерцию ИИ берёт редко
бранденбургские ворота военная наука +1 2 полководец +1500 опыта в городе
лувр археология мореплавание +2 художник 4
СОВРЕМЕННОСТЬ (6)
название
при наведении показывается англ. / стоимость
технология требуется ПРИБАВКА ОЧКИ ВЛ ХАЛЯВА шдвр дополнительная информация
инст техн здание великий
бродвей радио +2 (~20 от шедевров) музыкант 3 большая вероятность сразу заполнить все 3 ячейки (одна эпоха и одна держава) и получить ~20 культуры
кремль железная дорога ИДЕОЛОГИЯ "порядок" +50% при созд. бронетехники +1 1
нойшванштайн железная дорога гора в 2х клетках +2, +1 за каждый замок +4, +2 за каждый замок +6, +3 за каждый замок 1 +3 золота, +2 культуры, +1 счастья за каждый замок !!! не везде есть гора в 2х клетках, поэтому редко строят
статуя свободы стандартизация ИДЕОЛОГИЯ "свобода" +1 от спецов ВЕЗДЕ +1 1
христос-искупитель пластмассы +5, -10% за новые институты !!! НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ НА 10% ДЕШЕВЛЕ !!!
эйфелевая башня радио +5 +1 2 +12 к туризму
ЦРУ радио полицейские участки +шпион, +ранг всем шпионам, -15% эффективность враж.шпионов
прорский колосс авиация ИДЕОЛОГИЯ "автократия", побережье +2, +1 за каждые 2 института 1 на 250м ходу (1950г) это минимум 4 закрытые ветки, т.е. +10-12 счастья
ЭПОХА АТОМА (7)
название
при наведении показывается англ. / стоимость
технология требуется ПРИБАВКА ОЧКИ ВЛ ХАЛЯВА шдвр дополнительная информация
инст техн здание великий
золотой щит компьютеры на 99.9% снижает эффективность враж.шпионов в городе, -25% в остальных городах. отменяет бонус туризма в других державах
пентагон общевойсковая бригада +1 -33% за апгрейд войск 2
сиднейская опера экология побережье +50% в городе 1 2 !!! ЖИРНО !!!
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭРА (8)
название
при наведении показывается англ. / стоимость
технология требуется ПРИБАВКА ОЧКИ ВЛ ХАЛЯВА шдвр дополнительная информация
инст техн здание великий
международная косм.станция (МКС) спутники всемирный конгресс +1 от учёных (итого 4) +1 от инженеров (итого 4) +33% очков науки от ВУ при открытии технологии. НО! сначала нужно выиграть
останкино дальняя связь +1 за каждый город 1 радиовышки ВЕЗДЕ БЕСПЛАТНАЯ РАДИОВЫШКА (+1 и +33% культуры, -3 золота за содержание) и +1 население ВЕЗДЕ
телескоп "хаббл" спутники +25% к ск-сти пстрйки косм. корабля 1 завод косм. кораблей 2 учёных этими двумя учёными берётся "дальняя связь" для ОСТАНКИНО
инфоцентр дальняя связь отели -2 100% культуры в городе от ЧС, ЧП и улучшений к туризму, +100% к туризму от шедевров



Всемирные проекты в Civilization 5: Brave New World:

Всемирная Выставка (World's Fair) (индустриализация):
1 место: +100% культуры на 20 ходов;
2 место: бесплатный институт;
3 место: +500 очков к золотому веку.

Международные Игры (International Games) (радио):
1 место: +100% туризма на 20 ходов, бесплатный институт;
2 место: +3 , +30 к ГГ;
3 место: +3 .

МКС (ISS) (спутники):
1 место: одноимённое чудо света появляется в столице и даёт: +1 от учёных и +1 от инженеров (итого по +4), ВУ дают на 33% больше колб;
2 место: великий учёный;
3 место: единовременное ускорение науки.

Апгрейды юнитов в Civilization 5: Brave New World:

жирным выделены дальнобойные юниты

воины (8) -> мечники (14) -> мечники (длинный меч. 21) -> аркебузиры (24) -> стрелки (34) -> штурмовая пехота (50) -> пехотинцы (70) -> мотопехота (90)
лучники [7] -> меткие лучники [11] -> арбалетчики [18] -> пулемёт гатлинга [30] -> пулемётная рота [60] -> базука [85]
лучники на колесницах [10] / всадники (12) -> рыцари (20) -> кавалеристы (34) -> танкетки (60) -> танки (70) -> современные танки (100) -> ОБЧР (150)
копейщики (11) -> пикинеры(16) -> уланы (25) -> противотанковые пушки (50) -> штурмовой вертолёт (60)

катапульты [8] -> требушеты [14] -> пушки [20] -> артиллерийская батарея [28] -> РСЗО [60]
(осадным орудиям НЕ НАДО сразу прокачивать +50% дамаги по городам,
лучше 3 вложить во что-то одно (дамаг по равнине, ибо города обычно там и стоят) и взять +1 атаку или +1 радиус)


зенитные пушки (50) -> мобильный ЗРК (65)
трирема (10) -> каравелла (20) -> броненосец (45) -> эсминец (55)
галлеас [17] -> фригат [28] -> линкор [65]
парашютист (65) -> X-COM отряд (100)
ракетный крейсер [100]
подводная лодка [60] -> атомная подводная лодка [85]
триплан [35] -> истребитель [45] -> реактивный истребитель [75]
двухмоторный бомбардировщик [50] -> бомбардировщик [65] -> бомбардировщик "стелс" [85]


Халявные институты (policy) из Civilization 5: Brave New World

Оракул (чудо, успеваю взять даже на Deity, потому что обычно комп изучает Драма и поэзия),
2е место на Всемирной выставке,
1е место на Международные игры,
Статуя свободы/Кремль/Прорский колосс (одно из чудес, зависит от идеологии),
Сиднейская опера (чудо, обычно получается взять, т.к. первый открываешь технологию + требуется побережье)


Халявные технологии + Великие учёные из Civilization 5: Brave New World

Оксфордский университет (локальное чудо),
все 5 институтов из Rationalism,
халявные ВУ: победа в МКС, телескоп Хаббла и конечно очки веры (учёных тоже за них можно купить, когда закрыл Rationalism).



Дерево технологий в Civilization 5: Brave New World




ЗАБАВНЫЕ КАРТИНКИ из Civilization 5: Brave New World:

8й ур-нь сложности (DEITY / БОЖЕСТВО)

Россия, последняя игра (22 марта 2020, 2 года не играл)
Выиграл World's Fair + International Games...
маленькие цифры у компьютера, потому что он 99% времени воюет сам с собой (удачно получилось). При этом я на войне был ровно 0 раз за всю игру.
Важно понимать, что такое возможно, только если комп занят войной, иначе он запросто вас нагнёт... Я так сливал и ISS, и IG, когда они выпадали на перемирие.
Эту игру я в итоге проиграл, даже при том, что был абсолютным лидером по техам и Москва имела уже 35 населения (мой рекорд 55, напомню),
но Александр натырил 50000 (!!) золота, выкупил все ГГ и выиграл дипломатией :(

Здесь у меня всего 4 родных города. Игроков 8, просто Венеция, как обычно...

Англия, 4 города

Россия, 4 города, стандартная скорость (Ганди убит Шведами).
Тут я ещё умудрился инженером взять Фарфоровую пагоду посреди строительства, 1 ход потерял.

Россия, 4 города, самая быстрая скорость (обычно на ней и играю. 1876 молотков на выставку = макс.скорость). Ниже скрин демографии. Сыграл 25 января 2016.
Тут выставку выбрали аж только на третьем собрании, поэтому 1775 год.
Из воЕнов: 2 композитных лучника и 1 мечник. Обычный. Воевать тупо некогда на этой скорости. Да и не с кем ;)
По крайней мере, до бомбардировщиков точно смысла мало, а потом уже проще в ракету вложить.





ещё парочка с 7го ур-ня:



тут имею 4 родных города и 2 захваченные столицы, 1 из которых (персидская) всё ещё марионетка (на затемнённой карте цвета персии (на севере) и мои (ацтеки) сливаются, но можно по точкам=город


Хронология всех цив (включая VI: BE) в одной картинке (взято у Халецкого):

Таблица всех предрасположенностей ИИ в Civilization 5: Brave New World




Ну и немного годных лулзов на последок: